Сказки с дополненной реальностью
Сказка — это то, что сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Сначала нам их читают мамы, бабушки и такие большие, взрослые, умные и почти самостоятельные, самые любимые старшие братья и сестры. Затем мы идём в первый класс, учимся складывать из букв слова, из слов предложения… и вот, незаметно мы уже перечитываем наши любимые сказки сами. А после наступает наша очередь читать их вновь, но уже нашим детям, а через какое-то время и любимым внукам. Замечали ли вы когда-нибудь, что в детстве, некоторые сказки мы готовы были слушать, а затем и перечитывать, много раз подряд, именно их мы помним до сих пор, иногда цитируем, переносим образы на окружающих нас людей; а к некоторым больше так никогда и не возвращаемся. Что в них такого особенного? Ведь о сказках написана не одна докторская диссертация. Кажется, мы уже знаем о них всё.
Все сказки прописаны по определенным канонам. Сюжет всегда линеен. Персонажи однотипны. Характеры героев прописаны четко и зависят от роли каждого персонажа в сюжете. Главный герой всегда положительный. Зло обязательно будет побеждено. Но даже зная это, мы иногда все же перечитываем наши старые добрые сказки. И каждый раз мы находим в них все новые и новые, ранее скрытые, смыслы. Говорят, что сказки растут вместе с нами. А психологи в один голос утверждают, что наша любимая сказка может рассказать о нашей личности намного больше, чем некоторые тесты на сотню вопросов. Более того, есть даже целое направление в практической психологии — сказкотерапия. Нам будет интересно узнать о направлениях сказкотерапии от профессионалов. Мы ждём ваших комментариев.
А сейчас нам хотелось бы поговорить о том, как сказки, написанные много лет назад, сочетаются с современными технологиями — дополненной реальностью. На нашем сайте уже была затронута данная тема. Был представлен перевод статьи об использовании AR в серии книг «Забавная сказка». Ознакомиться с ним можно по ссылке:
https://augmentedreality.by/news/inncredebooks-reality-books/
Небольшой интересный факт. Знаете ли вы, что сказки могут «жить» не только в книгах, телефонах и планшетах. Сегодня благодаря совместной работе команды разработчиков из AR.TEAM (компания занимается созданием приложений дополненной реальности) и сотрудников компании Эмили Райз появился уникальный продукт. Теперь любимые герои сказок оживают прямо на футболке у вашего малыша. Каждый герой обладает уникальным навыком. Он предложит поиграть, сразиться со Змеем Горынычем, пройти викторину и, конечно же, сфотографировавшись, поделиться фото с друзьями в социальных сетях.
Пора переходить непосредственно к обзору сказок.
Начнем пожалуй со сказки о маленькой хитрой девочке, зашедшей в дом к трем медведям, отведавшей каши из трёх мисок, посидевшей на трёх стульях, выспавшейся на мягкой кровати и успешно избежавшей (сбежавшей от) наказания за незаконное проникновение в чужое жилище и порчу чужого имущества. Конечно же, речь идёт о Златовласке. В русской версии эта сказка известна под названием «Маша и три медведя». А знали ли вы, что эта сказка имеет шотландские корни. И изначально главным героем был лис, забравшийся в дом трёх медведей. На русском языке эта сказка получила широкое распространение в пересказе Льва Николаевича Толстого. Но у автора главная героиня была без имени — просто «одна девочка». Машей, ее позже назовет народ по аналогии с другой не менее известной сказкой «Маша и Медведь».
В данном видеоролике вы можете посмотреть, как вышеупомянутая сказка «оживает» прямо на наших глазах благодаря главной технологии XXI века — дополненной реальности.
Следующая сказка в нашем списке объясняет нам, что упорный труд обязательно будет вознагражден. Мы понимаем, что что бы мы не делали, мы должны это делать на совесть, не смотря ни на какие сложности и не оглядываясь на мнения окружающих. Тяжелый труд и упорство сегодня обязательно принесут свои плоды, пусть и в отдаленном будущем. Конечно же речь идет о сказке «Три поросенка». Ученые говорят, что эта сказка была написана в 1849 году Джеймсом Орчардом Халливелом. Многие все же полагают, что Халливел лишь немного адаптировал и записал английскую народную сказку. Существует и еще один интересный факт. Во времена Великой Депрессии многие американцы видели в образе волка символ борьбы и верили, что их терпение и труд выведут мир из мирового экономического кризиса. Еще один урок данной сказки заключается в том, что нужно проявлять понимание и сострадание к тем, кто по какой бы то ни было причине ошибся вчера, но осознал это и искренне раскаялся сегодня. Стоит отметить, что сказка «Три поросенка» имеет очень глубокий православный смысл. Это история, наполненная глубокими образами и символами. Свинья — это образ грешного человека, три поросенка — образ нашего общества, волк — враг рода человеческого, желающий погубить и поглотить каждого из нас. Лето — образ беззаботной жизни. Но вот однажды утром один из поросят просыпается от холода (символ оскудения любви с ближними, охлаждение отношений с близкими, раздоры, взаимные обиды и непонимания) и предлагает вместе (ведь одному сложно заниматься вопросами изменения духовно-нравственной жизни) построить дом (символ духовной жизни). Первый дом был построен из соломы и символизирует он тех христиан, кто не стремится жить по вере. Второй дом, построенный из прутьев, являет собой образ тех, кто пытается следовать некоторым советам, почерпнутым в литературе, но при этом не хочет менять себя. А камни в доме у третьего поросенка — это образ христианских добродетелей: терпения, смирения, кротости и милосердия. Здесь мы слышим одну из ключевых фраз всего произведения: «Дом поросенка и должен быть крепостью.» Мы помним, что первый дом был разрушен с легкостью. Тогда поросенок побежал за помощью в домик из веток. А как часто мы в сложной ситуации ищем помощи или совета у друзей? Но вот и второй дом разрушен. Где искать помощи и поддержки? Куда бежать? Правильно. Только к опытному священнику. К тому, кто действительно может помочь, кто не станет судить и принимать чью-либо сторону, ведь он уже сам построил свой дом из добродетелей, а значит сможет научить этому каждого.
Наверное, сегодня для нас не столь важно кому принадлежит авторство данной сказки. Главное, что она есть у нас и у наших детей. Особенно радостно осознавать, что она получила новую жизнь, благодаря AR-технологии. А значит еще долго будет интересна подрастающему поколению.
Третьим пунктом в нашей подборке детских сказок, где реализована технология дополненной реальности, стала «Красная шапочка». Кажется нет ни одного человека, кто читая данную сказку не задал себе вопрос, как мама отпустила девочку одну к бабушке, зная, что путь лежит через лес; почему девочка так смело разговаривает с волком; и более того, принимает его за свою бабушку. Ответ кроется в оригинале сказки. Там девочка встречает на лесной опушке бзу (bzou) или оборотня. Именно этим и объясняется то, что девочка спрашивает об изменении голоса и внешности «бабушки». Изначально сказка была не такой, какой мы знаем ее сегодня. Сначала ее «переписал» Шарль Перро. Он «подарил» девочке знаменитую красную шапочку; смягчил сюжет, убрав из него тему каннибализма и убийство кота; а также обратился к вопросу о взаимоотношении полов.
Сто лет спустя Братья Гримм записали тот вариант, который станет впоследствии классическим. Сюжет сказки вновь претерпел изменения. На этот раз были введены новые герои — дровосеки, которые спасают главную героиню и ее бабушку. Тема взаимоотношения полов также была вычеркнута в данной версии. У братьев Гримм девочка нарушает только волю матери. В конце мы видим мораль-предупреждение: «Я никогда не ослушаюсь больше матушкиного приказания».
Следующая сказка в нашем обзоре — сказка М.Уильямса «Плюшевый кролик» напоминает многоярусный свадебный торт. Она прекрасна как по форме, так и по содержанию. Она многослойна. Она обладает глубоким смыслом. В ней поднимаются вечные вопросы любви и забвения, жизни и смерти, преданности и спасения. Это именно тот случай, когда детская книга — это нечто большее, чем просто книга для детей. Казалось бы, что может быть великого в сказке про простого плюшевого зайца, набитого опилками с наивной на первый взгляд мечтой — стать «настоящим». Более того, в начале повествования он даже не знает, что такое «быть настоящим». За советом зайка обращается к опытной мудрой лошади и получает от нее два важных урока 1. иногда быть «настоящим» это больно 2. только волшебство детской может сделать тебя настоящим. И кролик стремится к этому, но при этом смиренно ждет в коробке с другими игрушками, не превозносясь над другими, понимая, осознавая и принимая свою «несовременность» и свое несовершенство. Ради того, чтобы быть с любимым мальчиком, он готов терпеть невзгоды, неудобства, грязь, мужественно переносить насмешки и поношения. Именно из уст маленького мудрого кролика мы услышим главную фразу: «когда ты Настоящий, внешний вид не играет роли.» Неудивительно, что сразу после выхода в свет (1922 год) эта книга стала настоящим бестселлером. Конечно же такое произведение просто создано для того, чтобы «ожить» в дополненной реальности.
А вот следующую книгу мы оставим без каких либо комментариев. Стоит лишь сказать, что после своего появления и до сегодняшнего дня она разделила мир на два лагеря: тех, кто влюбляется в нее с первых же строк, находя миллионы образов, за каждым словом, жестом или взглядом героя, и тех, кто искренне не понимает, о чем эта книга. Вот уже более 150 лет произведение Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес» будоражит умы и вдохновляет на создание картин, театральных постановок, фильмов… И не только…Знаете ли вы, что в психиатрии есть синдром Алисы, при котором больному кажется, что все предметы перевернуты, человек неверно воспринимает размеры своего тела или отдельных его частей, может искажаться восприятие пространства. Но не будем о грустном. Позволим сказке остаться сказкой. Хотелось бы остановиться на приложении дополненной реальности, созданном для этого произведения.
Сейчас хотелось бы поговорить о сказке, сюжет которой близок, наверное, 90% девушек всех времен и народов. Кто не мечтает встретить своего принца? В пользу этих цифр говорит то, что самая древняя версия данной сказки была записана на папирусе в древнем Египте. Главными действующими лицами были фараон и рабыня из Греции. А сегодня существует более 1000 вариантов сказок. В каждой из них меняется имя главной героини, — но при этом в нем всегда присутствует корень «зола», — а также материал туфельки. А ведь во многих странах потеря туфельки символизирует замужество? И как вы понимаете, такое произведение не могло остаться без приложения дополненной реальности.
Следующее произведение не нуждается в представлении. Оно разошлось на цитаты. Получается, что сегодня оно состоит из одних только цитат. Да-да… Это «Маленький принц» А. де С. Экзюпери. С ним знаком каждый. Его проходят в школах, его читают в университете и перечитывают для себя. Это произведение, написанное французским летчиком, будоражит умы лингвистов и философов вот уже много лет. Ведь это сказка о маленьком путешественнике, показывающим нам пороки современного человека имеет открытый финал. В ней каждый читатель становится соавтором произведения. И каждый должен решить для себя что станет с Маленьким принцем и есть ли у него шанс вернуться. Но даже если мы сделаем выбор в пользу второй концовки произведения, то возникает вопрос: вернуться куда? К самовлюбленной Розе или к летчику? Какой ответ дадите именно вы? А теперь представьте, что все это можно не только прочитать, но и отправиться в захватывающее путешествие по особой вселенной. Для этого достаточно скачать мобильное приложение и навести телефон на страницу книги. Теперь вы не только соавтор, вы еще и попутчик Маленького принца. Ведь говорят, если хочешь по-настоящему узнать человека, отправься с ним в путешествие. Вы сможете прикоснуться к его миру, дотронуться до планет, посмотреть на мир его глазами… И кто знает, может именно вы разгадаете его Тайну…
Как видим, дополненная реальность превращает ребенка в главного действующего персонажа. Ребенок находится в центре событий, происходящих в сказке. Он уже не пассивный слушатель, а активный участник действия. Благодаря чему ребенок быстрее учится отличать добро и зло, правду и ложь. Он учится самостоятельно принимать решения. Ведь сегодня AR — это не просто технология, не имеющая практического применения. Это технология, которая дополняет наш привычный мир, делает его ярким и добавляет чуда в обыденную жизнь и наполняет наши дни яркими красками.