Обитатели подводного мира в дополненной реальности
Прежде чем приступить к обзору приложений дополненной реальности с 3D моделями подводных обитателей для мобильных телефонов, отметим что такие технологии также применяются в реальной подводной среде — прежде всего в бассейнах для плавания и ныряния. Еще в 2009 году немецкий институт прикладных технологий выпустил водонепроницаемую маску со специальным дисплеем дополненной реальности, предназначенную для дайверов. С помощью девайса начинающий ныряльщик может быстро научиться распознавать обитателей подводного мира, подводную флору и фауну прямо в условиях тренировочного бассейна.
Выпуск включил первую подводную игру дополненной реальности, которая превращает дайвера в подводного археолога, которому нужно отыскать ящик с сокровищами. Игровая площадка состоит из шести виртуальных «островов» на морском дне, каждый из которых имеет свою богатую 3D флору и фауну. Но квест не ограничивается лишь поиском сундука. На следующем этапе игроку требуется отыскать секретный ключ, спрятанный в виртуальных мидиях.
Следующим этапом развития подводной дополненной реальности стало появление девайса под названием «Дельфин» — это мультимедийное устройство оснащено большим количеством датчиков и камер, предназначенных для работы на подводных глубинах. В распоряжении ныряльщика есть GPS, Wi-fi, датчик глубины и другие функции:
Выпуск включил первую подводную игру дополненной реальности, которая превращает дайвера в подводного археолога, которому нужно отыскать ящик с сокровищами. Игровая площадка состоит из шести виртуальных «островов» на морском дне, каждый из которых имеет свою богатую 3D флору и фауну. Но квест не ограничивается лишь поиском сундука. На следующем этапе игроку требуется отыскать секретный ключ, спрятанный в виртуальных мидиях.
Следующим этапом развития подводной дополненной реальности стало появление девайса под названием «Дельфин» — это мультимедийное устройство оснащено большим количеством датчиков и камер, предназначенных для работы на подводных глубинах. В распоряжении ныряльщика есть GPS, Wi-fi, датчик глубины и другие функции:
МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С КНИГАМИ И СПРАВОЧНИКАМИ
Теперь перейдём к интересующим нас мобильным приложениям. Большая часть доступных нам приложений относится к изданиям полиграфической продукции, причем дополненная реальность применяется как на страницах книг научных справочников и энциклопедий, так и на отдельных карточках, помещающихся на ладони ребёнка.
Первыми научными энциклопедическими изданиями, широко применившими 3D модели подводных обитателей на своих страницах, стала Книга рекордов Гиннеса, разместившая среди прочего реалистичную модель акулы, а также французский Справочник обитателей средиземноморья на страницах которого с помощью QR кода и мобильного устройства стало доступно огромное количество 3D моделей рыб. Последнее приложение также оснащено дополнительной информацией и возможностью просмотра видеосюжетов по отдельным видам рыб. Оба приложения появились в 2012 году.
Это приложение выпущено тайской компанией дополненной реальности Think Technology в августе 2015 и работает с детской книгой о подводном мире. Сразу отметим что в приложении полностью отсутствует какой-либо интерфейс. Нет никаких инструкций либо указаний, что приводит неопытного пользователя в состояние растерянности сразу же после запуска приложения. Книга содержит 10 сцен, модели рыб достаточно крупные – это придает им дополнительную привлекательность. Везде есть анимация реалистичных движений. Кроме того, сцены содержат много дополнительных элементов в виде подводной флоры и фауны, часто также анимированной. Однако, кроме красивых зацикленных сцен, приложение не содержит никаких сюжетных линий.
Из сегмента приложений дополненной реальности для книг и справочников нас наиболее впечатлила корейское приложение EVO OCEAN выпущенное в 2016 г.
Прежде всего приложение впечатлило своим широким функционалом, который иногда кажется даже несколько сложным.
При начальной загрузке приложения пользователя сразу впечатляет появление на экране пузырьков, очень красивого лоадера, эффект подводного света, а также само появление 3D модели с эффектом “выныривания”.
Анимацию выныривания хочется смотреть снова и снова, и разработчики совершенно не прогадали, добавив для этого специальную кнопку в имеющийся функционал. Что же касается самого стандартного функционала, то пользователю доступны такие функции как управление джойстиком и поглощение другой маленькой рыбы.
Но это только одна сторона приложения, вторая составляющая – это различные “спрятанные” дополнительные функции. Эта опция переводит пользователя из режима включенной камеры дополненной реальности в состояние стационарного отображения 3D объекта. В качестве дополнительных функций может быть анимация разбития экрана, скейл изменения размера 3D модели, визуализация её реалистичных размеров, интерактивный пазл или просмотр видеосюжета об этом конкретном виде рыб. Функционал настолько содержателен и разнообразен, что пользователь наверняка проведет не один час времени с этим приложением.
Но и это еще не всё! Как и следовало ожидать от функционала современного приложения – это элемент фотографии. И здесь фотография представлена во всем функционале современного смартфона: доступна не только задняя камера для фотографии друзей и окружения, но и фронтальная камера для селфи-снимков. Нажатием на отдельные кнопки пользователь может добавлять к изображению рыбы различные водоросли, подводные растения и пузырьки. Функция “поделиться фото” ограничена вайбером и е-мейлом (отсутствие фейсбучного мессенджера очевидно обусловлено спецификой китайской локализации). Однако, в режиме фото совершенно непонятной для нас осталась идея обычных статичных изображений (по всей вероятности, взятых из рендеров используемых моделей). Фотографируемые объекты на наш взгляд могли бы быть представлены анимированными 3D моделями, а эффекты пузырьков динамичными.
Приложение можно протестировать на широком спектре пробных англоязычных маркеров.
ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ КАРТОЧЕК
Теперь отметим примеры приложений выпущенных для миниатюрных карточек. Маркером в этом случае является сама карточка, к изображению которой предъявляются очень высокие требования в виду её маленьких размеров.
Однако заметим что в качестве маркера всегда может выступать и QR код, который будет прекрасно держатся в видоискателе камеры даже не смотря на его маленькие размеры. Пример такого приложения выпустила корейская компания в 2016 году, привязав 3D модели рыб к QR кодам. Модели однако не имеют никаких анимаций, а приложение содержит лишь полупрозрачную инструкцию и битую ссылку на страницу разработчика. Пользователь может рассмотреть модель лишь путем вращения самого QR кода.
Примером полноценного коммерческого проекта для миниатюрных карточек может послужить вьетнамское приложение EKID работающее с легко распознаваемыми и простыми изображениями карточек. Модели озвучены и имеют простейшие анимации. Приложение рассчитано на детей от трех лет и имеет красивый мультяшный интерфейс главного экрана, лоадера и кнопок. Среди эффектов отметим появление названия вида рыбы на экране, а также его звуковое произношение — это ярко демонстрирует образовательную функцию приложения. Также есть функция фото.
Аналогичным приложением является австралийская Enchanted Gallery, кроме функции фото также имеются возможности увеличения / уменьшения и вращения 3D модели. Особенностью этого приложения является сопровождающее сцену звуковое объяснение к каждому виду животного изображенного на карточке.
АКВАРИУМ В МОБИЛЬНОМ ТЕЛЕФОНЕ
Напоследок отметим впечатляющий аквариум выпущенный летом 2015 года японской компанией Sanrio, также прославившейся всемирно известным брендом Hello Kitty. Маркером к приложению служит небольшая вертикальная карточка в виде многослойной инсталляции из картона, хорошо держащаяся в видоискателе камеры даже на большом расстоянии. Сама же инсталляция удобно располагается почти везде в пространстве комнаты: на столе, комоде, книжной полке.
Итак, запускаем приложение и первое “wow” — экран телефона натурально заполняется водой как будто это ёмкость аквариума! Кроме самой этой “заливки” присутствуют анимированные пузырьки с эффектами сияний. Разнообразие анимированных рыб двигается по зацикленным траекториям. Из функционала имеется ускорение модели по тапу по экрану, а также функция фото. Приложение не перегружено кнопками и дополнительными функциями, что на наш взгляд делает его даже более привлекательным для пользователя.
ВИРТУАЛЬНЫЙ 3D АКВАРИУМ
Виртуальный 3D аквариум представляет из себя интерактивную установку дополненной реальности. Изюминкой здесь является возможность заполнять 3D сцену моделями раскрашенными собственноручно детьми. Дети раскрашивают черно-белые маркеры формата А4 которые затем размещаются под сканирующим устройством. Раскрашенная ребёнком рыба превращается в реалистичную 3D модель которая плавает в виртуальном аквариуме вместе с рыбками раскрашенными его соратниками.