Выставка «Упаковка и склад» 2014 год
10-13 сентября В Минске прошла выставка «Упаковка и склад», на которой присутствовали Константин Петрашко (ООО «Constflash») и Сергеев Павел (директор компании ООО «Goodnet»), которые, на данный момент единственные в Беларуси, занимаются разработкой приложений, использующих дополненную реальность.
Корреспондент канала СТВ настолько заинтересовалась технологией дополненной реальности, что взяла у Константина и Павла небольшое интервью, где они рассказали о новой, пока, для Беларуси технологии.
-Ребят, чем сегодня вы собираетесь шокировать белорусский народ. Все таки мы привыкли к стандартному понимаю упаковки. Что же предлагаете вы?
Константин:
Дополненная Реальность «augmented reality» это сама возможность привязывать трехмерные объекты к реальному миру. К виртуальной реальности мы привыкли, а дополненная реальность она дополняет, дает возможность «привязать» любой контент. Т.е. в реальном мире мы можем разместить дополнительную информацию, которой как бы не существует. При помощи таких вещей как планшет, мобильный телефон, если это какая-нибудь выставка – это может быть видеокамера с компьютером или монитором, эту информацию можно увидеть. Пользователь получает удобный продукт для себя, который, конечно, многим непривычный. Наши люди пока в шоке. Но в мировом масштабе мы не предлагаем ничего нового. В Европе эта технология уже используется. В Америке она пришла буквально пару лет назад.
Павел:
Когда к простому буклетику можно добавить целый 3D-мир, яркий, с большими возможностями и повысить взаимодействие пользователя с продуктом компании – это один из ярчайших способов стать более конкурентным, более заметным и уникальным.
-Расскажите, как это происходит, то, что вы так красиво рассказали: покупатель подходит и что дальше происходит с товаром у которого есть возможность приложения?
Константин:
Мы не будем рассказывать что-то новое, мы расскажем, как делают в Европе и Америке компании, которые уже используют дополненную реальность в своих продуктах. На упаковке, особенно если это небольшой товар, мы не можем поместить большое количество информации. Пользователь не может узнать, что там внутри, почти пощупать. Что тогда мы предлагаем с помощью дополненной реальности. Человек берет свой мобильный телефон или планшет, скачивает приложение или приложение у него уже может быть установлено. Он приходит в магазин и на привычную уже упаковку, которая будет помечена знаком, что работает с дополненной реальностью, наводит камеру устройства и получает от видео презентации товара до какого-то уникального контента или перехода по ссылкам. И что больше всего людям интересно: он получает трехмерный дубликат модели, которую мы можем создать, а ее пользователь может рассмотреть с разных сторон.
Павел:
Один из примеров, который может быть более понятным: журнал «Ikea» с уже установленным приложением. Когда ты можешь журнал «Ikea» принести к себе домой, положить посреди комнаты и выбрать любую мебель. И так можно с помощью журнала «Ikea» укомплектовать полностью весь дом и посмотреть, как бы он смотрелся в реальном мире, в реальных размерах. Это достаточно удобно, когда большой 3D-объект можно обойти вокруг осмотреть. Точно так же можно осмотреть любую мебель. Даже можно мерить одежду в онлайн пространстве. Наводится планшет или телефон на платье в интернет-магазине и ты можешь мерить его на себе и примерять сразу по размеру, по цвету. Можно подбирать себе маникюр, цвет волос, красить стены в любой цвет. Можно анимировать объекты на буклете. С помощью дополненной реальности можно делать что угодно. В будущем по телевидению, скорее всего, будет идти реклама именно с дополненной реальностью. Пользователь будет подносить свой планшет или googleglass-очки с камерой к телевизору, и получать, таким образом, целый дополнительный 3D-мир, с которым можно взаимодействовать, тут же заказывать, тут же нажимать какие-нибудь кнопки в виртуальном пространстве. Поэтому это технология будущего и это достаточно такая с одной стороны интересная, с другой стороны страшная технология, потому что как измениться мир, никто не знает. Но он обязательно измениться.
– Сегодня белорусский покупатель привык к тому, что он приходит в магазин, он видит упаковку, видит все, что написано на упаковке, и он определился. Красивая упаковка – берут больше, менее красивая упаковка – берут меньше. Как вы думаете, Ваша такая, не побоюсь этого слова, инновация, приживется в Беларуси сегодня?
Константин:
Мы приложим усилия для того, что бы человек, именно непосредственно человек, который будет взаимодействовать с товаром, пользователь, чтобы ему было доступно и понятно как работать. Это первый барьер. Сейчас у нас ведь есть много стартапов таких, и если посмотреть в общем на беларусов, то люди готовы к тому, что что-то меняется, появляется что-то новое. Если делать ставку на молодежь, вы знаете уже каждый ходит с мобильным телефоном, продуктом взаимодействия может быть, скажем, игра. Представляете, насколько повысится продажа какого-нибудь продукта. Лего уже сделали это. Сейчас можно взять коробку с Лего, подойти к экрану и на этой коробке будет стоять собранный трехмерный объект.
Павел:
Ребенку его сразу хочется купить. Потому что этот объект еще и говорит: «купи меня, малыш».
Константин:
Насколько это правильно моральной точки зрения мы не беремся судить. Но, в общем, полезная функция и барьер снят, потому что это просто: 3 строки qr-код, по которому нужно скачать приложение, установить его и навести камеру, чтобы посмотреть универсальный контент.
-Т.е. ваша упаковка, это как упаковка будущего?
Павел:
Да, это упаковка будущего. И есть современные исследования, по которым видна динамика развития планшетов и мобильных телефонов и она сравнивается с динамикой развития augmented reality. У них очень похожий график. Т.е. даже за 10 лет видно разницу. Ведь сейчас у каждого человека есть мобильный телефон, когда лет 10-15 назад ни у кого их не было. Точно так же происходит сейчас с дополненной реальностью, такой период, когда использование только зарождается. Пройдет лет 5 и даже в нашей стране, в Беларуси, скорее всего, у каждого второго человека будет уже установлено такое приложение. Поэтому будущее за augmented reality.
Константин:
Мы привыкли что, сначала Америка, Европа, Россия, Беларусь, так идет внедрение технологий. Здесь мы направлены на то, чтобы белорусского потребителя, белорусского производителя в этом технологическом вопросе продвинуть вперед. В России она еще только-только зарождается. Первая конференция планируется по дополненной реальности, где берется ограниченное количество людей. Почему мы должны? Что мешает для своей собственной страны привнести. Показать что мы – продвинутая, инновационная страна. Доказать и миру и себе, в принципе.
– Насколько будет дороже товар, который будет использовать дополненную реальность. Как-то рассчитывали в процентном соотношении?
Константин:
Если у товара объем, к примеру, больше 1000 единиц, то стоимость создания приложения просто растворяется. Мы его создаем один раз, закачиваем в googleplay, appstore, windowsphone и все. Т.е. это один раз созданное приложение, которое потом может устанавливаться тысячей человек, миллионом человек. Они взаимодействуют с товаром с одним, можно обновлять что-то в этом приложении, поэтому цена получается небольшая.
– Т.е. это получается какой-то единичный гонорар, а приложение потом можно обновлять?
Константин:
Конечно.
– Еще такой вопрос. Вы уже обращались к производителям? Производители понимают, что вы хотите им предложить в целях развития?
Константин:
Не все продвинутые. Но здесь не нужно много рассказывать. Мы подошли, мы показываем наш презентационный буклет, показываем планшет, у каждого есть планшет, у каждого есть продукция, этикетка. Мы наводим камеру и они видят то, что видели вы. Все. А потом мы только отвечаем на вопросы, и люди уже думают.
Павел:
У нас в Беларуси уже есть несколько клиентов, для которых мы успешно провели ряд мероприятий, создали им приложения и эти приложения, продукт, который получился, был презентован на московской выставке и скоро будет презентация в Беларуси. Эти приложения уже используются и используются успешно. Т.е. если кто-то захочет узнать насколько эффективно они работают, насколько качественно сделана эта работа, мы можем при обращении к нам дать контакты наших клиентов, которые могут рекомендацию, продемонстрировать.